Как работает мозг.

Только спустя 300 лет назад, люди стали систематизировать и накапливать знания о структуре и функциях человеческого мозга. Примечателен тот факт, что из этих трехсот лет, 95% информации мы собрали за последние 10 лет нашего существования. Я не сомневаюсь, что впереди нас ждет еще множество занимательных открытий о работе мозга, уже нынешний уровень знаний позволяет нам использовать наш мозг наиболее эффективно.

Мозг любого человека насчитывает примерно триллион (1 000 000 000 000) клеток. Каждая мозговая клетка (или как еще чаще называют – нейрон) содержит в себе многокомпонентную электрохимическую принимающую и передающую систему.

Каждый нейрон похож на осьминога, с той лишь разницей, что “щупалец” может быть от нескольких десятков, до нескольких тысяч.

Как видно на картинке выше – каждое “щупальце” похоже на дерево, отсюда и название – Дендриты. Одна наиболее длинная и самая большая называется Аксоном. Аксон – основной канал по котором нейрон передает информацию.

Длинна дендритов и аксонов может варьироваться от 0,1 миллиметра до нескольких метров. И по всей их длине можно наблюдать грибовидные протуберанцы, которые называются шипиками или синаптическими бляшками.

Если такую бляшку увеличить (на рисунке верхний круг) мы заметим, что состоят они из сложных комплексов химических веществ, которые являются основными носителями информации в ходе мышелния.

Так дендриты одного нейрона, образуют связи с триллионом других нейронов. Каждый нейрон способен принимать и передавать ежесекундно(!) сотни тысяч импульсов. Принцип работы нейрона похож на работу почтового отделения (только не почты России), ему нужно не только принять огромное число импульсов, но и направить их дальше, каждый по своему маршруту.

Каждый раз, когда вас посещает новая идеи, у вас в мозгу сигнал проходит через сеть нейронов. Получается некий уникальный маршрут, который уникальный для каждой идеи, мысли, действия, изображении и т.п. Чем чаще мы вспоминаем о новой идее тем быстрее сигнал проходит по этому маршруту. Это похоже на проделывание пути в джунглях: первому тяжелее всех, зато самый последний проходит без усилий.

Следуя этой аналогии – чем больше вы проделаете таких “маршрутов” у себя в голове, тем более ясным и скорым, и эффективным будет ваше мышление. Каждый уникальный маршрут называется паттерном . Возможно у наблюдательного читателя возникла мысль, что границы человеческого мышления ограниченны. И он окажется прав, но давайте постараемся представить на сколько велики или малы эти границы.

Зимой 1973 года московский профессор Петр Анохин опубликовал свой научный доклад, по результатам своих 60летних работ.

Мы можем показать, что каждый из триллиона нейронов в человеческом мозге, способен образовывать связи, число которых равно единице с двадцатью восемью нулями! Если принять, что один нейрон обладает подобным потенциалом, тогда трудно представить, на что способен мозг целиком. Математически это означает, что общее число возможных комбинаций в человеческом мозге, если попытаться это выписать, равнялось бы единице с 10,5 млн километров нулей! Не существовало доселе человека, способного использовать весь потенциал своего мозга. По этой причине мы не принимаем никаких пессимистических заявлений об ограниченности возможностей человеческого мозга. Они безграничны.

Так что не стоит беспокоится, что в голове может закончится “свободное место” для новых знаний. Новые знания как раз и тренируют мозг, что позволяет ему еще больше учиться.

Условно мозг делят на левое и правое полушарие. Традиционно считается, что левое полушарие отвечает за логику, речь, анализ, операции с числами, а правое за воображение, трехмерное восприятие, мечты, ритм, цвет. Однако многочисленные опыты показали, что если удалить одно полушарие, то его функции берет себе в довесок оставшееся.
По-этому мне кажется разумно говорить, что принцип работы левого и правого полушария – одинаковы и состоит он в способности генерировать новые паттерны. Польза, которую можно из этого извлечь – запоминайте одно и то же разными способами.

Рассмотрим на примере: возьмем слово “strawberry” – клубника.

Один путь запоминания – тупо попытаться запомнить. Все знают, на сколько это не эффективно. Второй путь – написать самому, третий – добавить изображение, четвертый – есть клубнику на которой написано srawberry, можно даже подключить эмоции – клубникой на белой блузке написать слово “srawberry” =). Чем больше путей (паттернов) вы сформируете, тем проще вам будет вспомнить. Вот почему в школе часто просят писать и проговаривать для лучшего запоминания материала.

Еще одна из особенностей мозга – достраивать часть изображения до целого.

 Посмотрите на это изображение, вы же понимаете что выглядывает кот (или кошка), которая воспринимается как целое животное, а не часть кошачей головы. Точно так же работают отдельные наряды, показывающие только пикантную часть тела… мозг с легкостью достраивает кусочек до полной картины. И дело здесь не в воспитании или моральных принципах… просто мозг так устроен. Он воспринимает информацию целыми образами.

 продолжение следует…

p.s не забываем жать на кнопки внизу, если статься понравилась =)