Технология парного обучения.

Есть такая штука на свете, которая называется: технология парного обучения. На самом деле ничего особенного в ней нет, за исключением того, что она позволяет пройти школьную годовую программу обучения за полгода и исключить всех отстающих учеников. Под словом «исключить», я имею ввиду ситуацию, когда вся группа учеников (класс) знают изучаемый материал на 4 и 5, без этой дурацкой дележки на успевающих и отстающих. Не Гербалайф. Интересно? 🙂

Начнем с основ. Технология парного обучения – это такой вид взаимодействия учеников, при котором они делятся на пары и обучают друг друга.

Теперь представим, что у вас группа учеников, которых нужно чему-то обучить. И не важно, что это за группа: школьники или взрослые менеджеры, дизайнеры, программисты. Почти наверняка учитель – это враг 🙂

Для детей он зазнайка, умник, который кроме своего предмета не разбирается в куче интересных вещей, для взрослых он воспринимается как прихоть начальства и этот день нужно просто «отсидеть».  В результате получаем, что первые парты учителя слышат, а на последних уже играют в морской бой. Понятно, что в этой ситуации автоматически и появляются те самые пресловутые отстающие и успевающие.

Однако технология парной работы позволяет организовать процесс таким образом, чтобы каждый в группе был в роли учителя и в роли ученика. Получается, что теперь не учитель обучает эту группу, а группа сама себя обучает – чем не идеальный конечный результат?

Как выстроить такой процесс взаимодействия? Вариантов масса и, как правило, под каждую задачу он подстраивается индивидуально. Самый простой пример – разделить участников и каждому раздать определенный контент, который необходимо будет выучить и рассказать своему партнеру. Что происходит в этой ситуации? Если это школа – то ученик понимает, что отсидеть урок уже не получится, ему придется обучать своего сверстника, которой может и засмеять, а это уже обидно, в отличии от гнева учителя. Все же если кто-то не подготовил свой материал, то никто не мешает прямо во время занятия вместо первой работы в паре его выучить. При этом второй раз такое вряд ли повторится, ведь все уже общаются друг с другом, а ты сидишь отдельно и учишь.

После первого раунда парной работы включается маленькая хитрость. Никто не сомневается, что свою часть ученик выучил хорошо и хорошо ее рассказал, но как быть с тем материалом, который он прослушал? Вот здесь и вся соль: после смены пар, ученик должен рассказывать не тот материал, который подготовил к занятию, а тот который только что прослушал. Если партнер от тебя ничего не понял – будь добр, проведи обучение снова. Чтобы никто не халтурил, на стене вывешивается лист контроля, в котором каждый из учеников ставит оценку своему «учителю» и получает оценку себе. В нем же видно кто какую часть выучил, кто кому что рассказывал и в каком состоянии находится процесс обучения в данный момент.

Учителю остается лишь курить  контролировать и руководить процессом обучения и возможно отвечать на спорные вопросы или периодически задавать свои. К тому же никто не мешает учителю самому побыть учеником и проконтролировать знания молодого «учителя».

Я активно использую эту технологию в своих тренингах. Очень удобно после каждого этапа попросить группу разбиться на пары и повторить друг другу кто что понял, +1 получает тот, кто смог своего партнера загнать в тупик вопросом, на который он не смог найти ответ. После этого ответы на эти вопросы оглашаются перед всей группой. Как правило, таких вопросов всегда не больше двух, чаще их вообще нет.

Получается, что каждый на уроке поговорил, каждый послушал… остается только раздать контрольные задачки, чтобы каждый друг друга проверил.

Самое невероятное, что такой способ обучения уже практиковал Викторий Федорович Шаталов, и подробно описал свои результаты в книге «Эксперимент продолжается». Это он брал самый отстающий и не дисциплинированный класс, и через шесть месяцев делал из ребят не только круглых отличников, но и победителей олимпиад. Шаталов в своей книге пишет, что полученные знания у ребят остаются и после 20 лет после окончания обучения. А вы сейчас сможете вспомнить определение интеграла? 🙂

Почему мне так нравится эта технология? Дело в том, что в прошлом году мне выпала честь обучаться технологии парного обучения (прошу прощения за каламбур) у Громыко Григория Олеговича на фестивале Педагогических Технологий. Участники не дадут соврать, что работа на этой секции не прекращалась даже вечером, когда все остальные делились впечатлениями у огромного костра. Нас не нужно было заставлять учиться – мы сами с огромным чувством интереса приходили и продолжали обучать друг друга. Это было прекрасно, а полученный навык используется и в работе и даже в семье (теперь я знаю как сделать так, чтобы армия маленьких детей не разнесла дом, а сделала что-нибудь хорошее и не свела взрослых с ума:)).

Если вы тоже хотите научиться использовать технологию парного обучения, то рекомендую посетить данный сайт.

Чернов Дмитрий© chernov.pro