Уроки мышления CoRT

Несколько недель назад меня попросили провести “Корт”, для группы участников программы  OpIT (Совместная программа Открытого университета Сколково и проекта PRE.инкубатор). Под “Кортом” имелось введу провести сессию, в ходе которой участники нагенерят себе несколько идей IT бизнесов с учетом заданных трендов (Big Data, Cognitive Computing и Gamification).

Для того чтобы не было дальнейшей путаницы я решил написать, что же такое CoRT на самом деле.


CoRT – это название учебного курса для школьников. Задача курса – обучение мышлению. Если в России о этом курсе мало кто знает, то за границей он успешной используется уже более двадцати лет (в школах США, Мексики, Италии, Малазии, Австралии и т.д.)

Сама программа состоит из набора мыслительных приемов и разделена на шесть секций по 10 уроков в каждой. Секция – это комплект уроков по одному из аспектов мышления.

CoRT 1 — широта

CoRT 2 — организация

CoRT 3 — взаимодействие

CoRT 4 — творчество

CoRT 5 — информация и чувства 

CoRT 6 — действие

В каждом уроке ученики применяют мыслительные приемы на практических задачках. Вся прелесть в том, что задачки могут быть абсолютно любыми и из жизни самих учеников. Это вам не абстрактное “из точки А в точку Б”. 

Все приемы очень просты и не составят труда обучиться даже самому консервативному учителю. Давайте рассмотрим несколько таких приемов, чтобы было понятно в чем вся суть.

Первая секция CoRT 1 содержит приемы по расширению внимания. Каждый прием имеет свое название, которое позволяет лучше его запомнить. В оригинале приемы называются по первым буквам тех процессов к которым они относятся.

Например прием ПМИ (читается как пи-эм-ай). Расшифровывается как “Плюс, Минус и Интерес”. Суть приема заключается в обращении внимания сначала на плюсы, затем на минусы и, наконец, на интерес. Благодаря его применению ученик получает беглую оценку. При этом он учится обращать внимание не только на положительные или отрицательные стороны, а на все сразу.

Другой примем – РВФ (Рассмотрим Все Факторы). Что нам нжуно учесть при обдумывании, какие факторы задествованы в рассматриваемом вопросе?

Третий прием – ПиР (Последствия и Результат). Его задача направить наше внимание на обдумывание последствий и результатов. Он хорошо сочетается с различного рода временными шкалами. На уроках ученики учатся обращать внимание на сиюминутрые последствия и их результат, на те которые будут в ближайшем будущем и на те которые будут через несколько десятков лет. Это приучает прогнозировать свои действия на более длительный срок и не поддаться соблазну близких выгод.

Четвертый прием – ЦУЗ (Цели, Устремления, Задачи)… 

И так далее, всего 57 мыслительных приемов. Когда вы можете весь мыслительный процесс разбить на 57 кубиков, то уже сложно не найти решение поставленной задачи =) Особенностью обучения является выработка нового языка у учеников: “Здесь мы выполним ПМИ, а затем РВФ” или “Настало время для АВВ”. Фразы совершенно не понятные со стороны, однако именно благодаря им ученики могут не только направлять свое мышление, но и выстраивать групповое обсуждение.

Такой подход может показаться искуственным и надуманным, но вот беда – он отлично срабатывает не только на детях, но и на взрослых.

Однако как таковой CoRT нельзя просто взять и провести, ему можно только научить. А провести можно мозговую сессию с использованием данных техник. Исторически повелось, что имя таким сессиям Thinking Club.

Эти техники прекрасно сочетаются с всевозможными другими техниками, собственно что и было сделано.

В результате можно выстроить обсуждение в группе на 100 и более человек таким образом, чтобы у каждого через час появляется в среднем не менее пяти толковых идей по заданному вопросу; или порядка 500 идей со всех участников за час работы. Качество данных идей несомненно выше, простого придумывания с потолка, гораздо быстрее и намного интереснее.

Чернов Дмитрий© chernov.pro