Как работает фантазия у детей?
В книге “Найти идею” нашел описание очень интересного эксперимента, который ставил Генрих Саулович Альтшуллер над детками в детском саду. Он хотел выяснить, как работает фантазия у детей.
Запись 1.
Мне повезло: в детском саду шел ремонт, одна комната была уже пуста, и я за двадцать минут подготовил все необходимое для опыта. “Оборудование” было предельно простым – две тонкие веревки, прикрепленные к потолку.
На подоконнике лежали старые, сломанные игрушки. Воспитательница ввела первого подопытного – мальчика лет шести. Я объяснил: надо взять одну веревку и привязать к концу другой веревки.
Можно было начинать эксперимент. Воспитательница ввела первого подопытного – мальчика лет шести. Я объяснил: надо взять одну веревку и привязать к концу другой веревки. Мальчик схватил ближайшую веревку, потянул ее к другой… и остановился.
“Оборудование” я специально рассчитал так, чтобы нельзя было дотянуться до одной веревки, держа в руке другую. Кто-то должен был помочь – подать вторую веревку.
В этом и была изюминка задачи: “как одному
справиться с работой, для которой нужны двое?..
Мальчик подергал веревку, пытаясь ее растянуть, ничего у него не получилось. Тогда он бросил первую
веревку и схватил вторую. Результат тот же — соединить вёревки нё удалось
Побегав от одной веревки к другой, наш подопытный отошел в угол и стал тереть глаза кулаками. Я подумал: “Боже мой, хоть бы раз в жизни увидеть инженера, плачущего из-за того, что не удалось решить задачу…“
Молодец, – сказала воспитательница, протягивая ему конфетину “Гулливер”.— Ты все сделал хорошо, очень хорошо.
И увела просиявшего подопытного: нужно было, чтобы он не обменивался опытом с теми, кому еще предстояло участвовать в эксперименте,
В комнату вошла девочка. Мы объяснили задание, девочка схватила веревку, не дотянулась до второй веревки, бросила одну веревку, схватила другую, снова не дотянулась … и громко заревела. “Гулливер» и на этот раз спас положение. Быстро прошли, еще шестеро ребят. Все повторялось: задание — безуспешная суета с веревками — “Гулливер” в утешение.
А потом появилась девочка, которая решила задачу. Обыкновенная девочка с косичками и веснушчатым носом. Действовала она поначалу тоже обыкновенно, схватилась за одну веревку, не дотянулась до другой, бросила веревку, схватила другую…
И вот тут она задумалась. Она перестала суетиться и начала думать! Сморщив веснушчатый нос, она смотрела куда-то в пространство и думала.
Она перестала суетиться и начала думать!
Я потяну эту веревку, – сказала она воспитательнице,— а вы дайте мне ту веревку… и добавила:
— Пожалуйста.
Воспитательница вздохнула: нет, ей и вот этому дяде вмешиваться в игру никак нельзя.
Признаться, я ожидал слез. Но девочка, шмыгнув носом, продолжала думать. Она перестала нас замечать. Оглядывая комнату, она что-то искала.
Потом подошла к подоконнику, порылась в игрушках и вытащила потрепанную куклу.
Нужен был второй человек, который подал бы веревку,
и девочка нашла этого второго человека… Точно по
стандарту: копия объекта вместо объекта!
Она начала привязывать куклу к веревке (я шепнул воспитательнице: помогите привязать). Потом раскачала получившийся маятник, взяла вторую веревку, поймала куклу. Задача была решена.
Я пытался отметить этот подвиг удвоенным призом, но воспитательница сказала: нельзя, непедагогично.
Девочка получила «Гулливера», шмыгнула носом и убежала, не подозревая, что только что совершила подлинное чудо, решив трудную творческую задачу.
Г. Альтшуллер
Кстати на этом эксперимент не закончился. Генрих Саулович попросил убрать из комнаты все игрушки. Теперь детей запускали в пустую комнату с двумя веревками. Но и на этот раз один ребенок справился с задачей.
А вы можете предположить, как он соединил эти две веревки?
Чернов Дмитрий© chernov.pro