Книга: Игры, в которые играют люди.

Автор: Эрик Берн
Прочитано: за 2 часа 18 минут.

Очень давно хотел прочитать эту книгу, но в электронном виде её сложно купить (я так и не нашел цифровой версии), пришлось заказывать в бумаге. Основная идея книги состоит в том, что все мы играем в некие модели поведения и в большинстве случаев их результат предсказуем с высокой долей вероятности.

Под словом “игра” автор имеет ввиду некие поведенческие сценарии, которые мы постоянно проигрываем в обществе, я думаю достаточно упомянуть название некоторых игры и вы сразу же поймете о чем идет речь:

“Я только пытался вам помочь…”
“Смотри, что я из-за тебя сделал…”
“Загнанная домохозяйка…”
“Если бы не ты…”
“Видишь, как я старался…”
и другие.

В основе разбора игр является модель, которая раскладывает поведение человека на три различных состояния: Родитель, Взрослый, Ребенок. В разные моменты времени мы находимся в одном из них. Это говорит о том, что у каждого человека были свои родители, модели поведения которых он будет использовать до конца своих дней. Каждый носит в себе способность объективно воспринимать окружающий мир – и это состояние называется Взрослый (даже у маленьких детей). И каждый был когда-то ребенком и использует модели поведения из детства.

Каждое состояние (Родитель, Взрослый, Ребенок) имеет определенную ценность.
Ребенок – является источником интуиции, творчества и радости.
Взрослый – необходим для выживания и объективной оценки ситуации.
Родитель – позволяет вести себя как родитель по отношению к своим детям, а так же делает многие наши реакции автоматическими.

Во время общения двух или более людей мы из своего одного состояния обращаемся к состоянию собеседника. Для примера рассмотрим такой диалог:

А: – Я бы хотел обсудить твой внешний вид, мне кажется он не соответствует твоему статусу.
Б: – Иди нафиг, на себя посмотри!

Здесь А обращается к Б с позиции Взрослого, но Б отвечает с позици Ребенка. По идее если бы Б отвечал с позиции Взрослого, то его ответ выглядел бы примерно так:

А: – Я бы хотел обсудить твой внешний вид, мне кажется он не соответствует твоему статусу.
Б: – Ты так считаешь? Пожалуй нам действительно стоит поговорить на эту тему.

Если и дальше А будет обращаться к состоянию Б как взрослого, то очевидно, что они не найдут решения. По мнению автора, продуктивная коммуникация должна происходить на соответствующих уровнях. В данном примере А должен отвечать Б так, словно он говорит с ребенком, или перевести Б до состояния взрослого.

И вот как это сделать… посвящена вся оставшаяся книга. Я не скажу что книга описана простым языком, скорее наоборот. Более того, автор советует знакомиться с его моделями после прочтения книги “Трансакционный анализ в психотерапии”.

Большую часть книги составляет краткое описание различных игр (на вечеринке, в семье, сексуальные, преступные…) На каждую игру дается что-то вроде противоядия, но без соответствующего образования большей частью советов воспользоваться не получится, по крайней мере у меня 🙂

Книга интересна с точки зрения подробного описания этих состояний и как выстраивается коммуникация между ними. Хоть книга и написана с использованием научного языка – читать ее очень интересно… а еще интереснее пытаться применять на практике 🙂

Купить книгу на Озоне | Взять в прокат на Friends-book.ru

Чернов Дмитрий© chernov.pro