25 марта, 2015

Скрытые послания и 25 кадр.


Мы подвергаемся 3000 формам рекламного воздействия каждый день, и только 50% достигает нашего подсознания. Сознательно же мы воспринимаем только 1-2% рекламной информации.

Маршал Коэн «Почему покупатели делают это»

Наверняка вы уже слышали о такой штуке как сублиминальное воздействие. Это когда вам показывают какую-то информацию так быстро или так не явно, что она минуя сознание сразу переходит в подсознание. Получается, что таким образом людей можно заставить поверить во все что угодно и выдать им чужие мысли за свои собственные. Звучит невероятно, но сублиминальное воздействие существует в реальности.



В 1955 году исследователь Никсон провел интересный эксперимент. В ходе сеанса людям показывали на экране некое слово, которое показывалось так мало, что его невозможно было прочитать, да испытуемые и не догадывались о существовании этого слова. После сеанса их просили назвать наугад первое попавшееся слово и большинство называли именно то, которое было показано на экране.

В 1957 году провели более интересный эксперимент. Представьте что вы попали на кинопремьеру  фильма «Пикник». То ли название фильма в вас пробудило чувство голода, то ли что-то еще, но вы не выдерживаете и идете в буфет. И хочется вам именно попкорна и колы. С удивлением вы обнаруживаете, что в буфете уже стоит толпа таких же жаждущих колы и попкорна. Что же происходит?

Неделей позже из газет вы узнаете о проведении эксперимента, который проходил на премьере фильма, который вы смотрели. Эксперимент проводил Джеймс Викари, по ходу фильма он демонстрировал зрителям на долю секунды следующие кадры: «Голоден – ешь попкорн и пей колу». Изображение было на экране одну трехтысячную долю секунды, и сознание человека не успевало его зафиксировать. Эксперимент длился шесть недель, а цифры продаж попкорна выросли на 58%, а колы на 18%.

Из всех историй по манипуляции сознанием, пожалуй, эта самая известная из всех, которые когда-либо происходили. Или не происходили?

Истина заключается в том, что неоднократно пытаются манипулировать нашим сознанием с помощью скрытых команд, но такие попытки почти невозможно отследить, хотя бы по той причине, что манипуляторы не спешат их обнародовать. Обычно если такие попытки определяются, то по чистой случайности.

Наверняка вы так же знакомы с историями о закодированных посланиях в песнях, в частности в песне  «Better than you, better than me» 1978 года от группы Judas Priest. Было даже заведено уголовное дело из-за двух самоубийств двух подростков, которые покончили собой после прослушивания данного трека.

Сложно разобраться где правда, а где вымысел в таких историях. Однако доподлинно известны случаи, когда таких манипуляций и вовсе не было. Одна из таких - как раз та самая история с кинопоказом фильма «Пикник».

Дело в том, что Джеймс Викари очень сильно хотел прославиться за счет своих гениальных идей. Разумеется такой эксперимент и его результаты никак не могли остаться незамеченными и не получить широкой огласки. Все было прекрасно, ровно до того момента, когда его попросили повторить данный эксперимент. И результат оказался далеко не таким, как ожидался.

Пятью годами позже Викари признался: единственное, что он сделал, это попытался запатентовать устройство, которе демонстрирует изображение в долю секунды, и что у него нет никаких доказательств скрытого влияния. Современники заявляют, что тот кинотеатр физически не мог вместить того количества людей, которое упоминается в эксперименте. Скорее всего, самый знаменитый эксперимент с сублиминальным воздействием был лишь мистификацией или же вирусом для привлечения внимания к фильму. Если бы во время эксперимента спросили продавца попкорна о текущих продажах, то он наверняка бы ответил, что этот день ни чем выдающимся не отличается от всех остальных.

Но как же быть с парой подростков самоубийц? Если вы достаточно давно читаете этот блог, то уже знаете о уникальной способности нашего мозга выстраивать связи даже в тех местах, когда их нет. Вы можете взять практически любую композицию и начать проигрывать ее задом-наперед. В этой сумятице звуков при должном усердии можно услышать взывания к дьяволу даже в детских колыбелях.

В песнях не всегда можно и простую-то фразу разобрать, а уж прочитать ее наоборот и вовсе дело не из простых. Если, конечно, вам кто-то не скажет:« Ты слышал? ДА?! Вот ЗДЕСЬ он только что сказал "Сатана"!». Как после такого не услышать :)

Услышать все эти команды призывал некий пастор Гринвалд из США в 1980 годах. В каждой песне тогдашних рок-музыкантов он находил по скрытому призыву. Видимо у него было много свободного времени, иначе как можно было прослушать столько песен задом наперед (не забывайте, в те времена музыку слушали на грам. пластинках). Всегда проще обвинять кого-то другого в своих бедах.

На судебном разбирательстве по двум подросткам выяснилось, что у них была сложная жизнь: наркотики, преступления, аресты, насилие в семье. Судья посчитал, что все эти факторы могли повлиять куда сильнее, чем прослушивание песни. Музыканты же в свою защиту сказали не менее потрясающую фразу: «Зачем нам убивать своих фанатов, если они же приносят нам деньги?»

Получается интересная ситуация. Есть доказательства того, что сублиминальные послания влияют на действия людей (пример со случайным словом), и есть доказательства обратного. Как быть? И то и то правда. Дело в том, что когда воздействие требует от испытуемого незначительных действий (сказать случайные слова, нарисовать случайный рисунок и т.п.), то воздействие с высокой долей вероятности сработает. Если же от подопытного требуется что-то более сложное (например совершить покупку) - то здесь они скорее не работают, чем работают.

Мне больше нравится тот формат манипуляции сознанием, когда он приводит к решению поставленных задач. С помощью техник мышления можно достичь хороших результатов, но даже они не смогут работать без сильного желания найти решение.

Думаю, настало время совершенно спокойно послушать ту самую песню:

Better than you, better than me



Чернов Дмитрий© chernov.pro




Комментариев нет:

Отправить комментарий