Технология креативности Диснея

Я уже рассказывал о такой технологии мышления как “6 шляп мышления” Эдварда де Боно. В ней для того чтобы разграничить мышление и ничего не упустить мы использовали 6 различных режимов. Данная технология очень хороша для создания идей и повышения эффективности переговоров, однако она очень хороша только тогда, когда все участники встречи владеют ей. 

Как быть когда собрание уже на носу и нет возможности обучить всех участников? Или же когда нужно срочно придумать хорошую продуманную концепцию или идею? Можно воспользоваться методом генерирования идей Уолта Диснея.Он очень похож на вариант со шляпами, но несколько проще и редко вызывает встречную критику, однако в его простоте есть недостатки о которых я упомяну в конце статьи. Но сначала о достоинствах. Метод Уолта Диснея хорош тем, что подходит как для индивидуальной работы так и для командной. 

Основная идея та же что и в “6 шляпах” – преодолеть психологический барьер в мышлении. Проще говоря вы наверняка замечали, что одним людям свойственно представлять мир в розовом цвете, другие постоянно усугубляют положение и т.д. Теперь у вас есть возможность смотреть со всех сторон.

Алгоритм принятия решения.
Перед обзором самого метода, давайте вспомним стандартный процесс принятия решения, который можно разделить на следующие этапы:
1. Формулировка задачи
2. Креативная часть (генерация идей)
3. Отсев слабых идей
4. Анализ оставшихся
5. Разработка прототипа
6. Тестирование
7. Внедрение.

1. Первый этап очень важен. Не даром говорят, что правильная постановка задачи – это 50% решения. По моему опыту могу сказать, что на самом деле это 80% решения. На этом этапе не забывем, что должны быть установленны качественные, количественные и временные показатели. Т.е. что мы должны сделать, в каком объеме и за какое время. И не забываем про “Идеальный Конечный Результат (ИКР)”.

2. Второй этап – собственно сам процесс генерирования идей. Я уже рассказал несколько способов их создания (Мозговой штурм, Метод Синектики, 6 Шляп мышления и т.д). За основу лучше брать -мозговой штурм. Он прост в использовании и с ним знакомо большинство людей. Но качество мозгового штурма на прямую зависит от компетентности ведущего, не забывайте об этом.

3. Третий этап. Удаляем совсем бредовые идеи и оставляем наиболее ценные для их последующего анализа в следующем этапе. На этапе отбора идей можно использовать обычное голосование, когда у каждого ограниченное количество голосов. Это позволяет сильно съэкономить время и избежать споров.

4. Четвертый этап. Выжившие идеи подвергаются тщательному анализу, формируются в конкретное предложение или решение. Рассматриваются способы реализации, характеристики и особенности каждого решения. Здесь же расматривается будущий экономический эффект, рентабельность, спрос, способы доставки, поиск ключевых партнеров, составляется Тех.задание на создание прототипа.

5. Пятый этап. Результаты предыдущего этапа формируются в рабочий прототип или опытный образец.

6. Шествой этап. Тестирование прототипа в ограниченной группе. Внесение поправок и изменений.

Зачастую пятый и шестой этап можно опустить, но при ведении крупномасштабного проекта это может обернуться колоссальными потерями как временными, так и экономическими.

Теперь перейдем к обзору метода Уолта Диснея. Она затрагивает второй, третий и четвертый этапы. Этот метод описал Роберт Дилтис на основе своих наблюдений за работой Диснея. Данный метод отлично работает и при стратегическом планировании и как я уже говорил его можно применять как в работе с группой так и индивидуально. 

Уолт Дисней обнаружил, что продуктивный способ создания идей получается лучше если его разделить на три фазы. Работу в этих фазах можно описать различными ролями: “Критика”, “Мечтателя”, “Реалиста”. Хочу заметить, что в некоторых переводах роль “Критика” называется ролью “Вредителя”. Знайте, такой подход в корне не верен и не принесет никаких хороших результатов.

Все три роли просто необходимы для граммотного творческого мышления. Так “Мечтатель” без “Реалиста” не в состоянии воплотить свои идеи в жизнь. А “Критик” позволяет убрать несостоятельные идеи и уберечь от возможных опасностей. Так же задача “Реалиста” уравновешивать “Критика” и “Мечтателя”, ведь без него они просто разорвут друг друга =).

Алгоритм индивидуальной работы.
Теперь вы знаете, что для порождения хорошей идеи над ней нужно поработать со всех трех позиций. Эта работа заключается в поочередном использовании каждой роли. Очередь ролей при стратегическом планировании может быть такой:
Мечтатель ставит задачу
Критик исследю задачу, проводит анализ и отбор идей
Реалист разрабатывает тактику по реализации отобранной идеи

Кстати, сам Уолт Дисней для работы в каждой роли использовал различные комнаты. Комната мечтателя была увешана позитивными фантастическими изображениями, комнтата реалиста была большой и светлой, обставленная самым совершенным оборудованием ну, а комната критика находилась под лестницей и была маленькой, тесной и неудобной. Я вам так же рекомендую использовать либо разные комнаты, либо разные инструменты. Самый простой способ – для каждой роли использовать своего цвета фломастер, для мечтателя – зеленый, для критика – черный, а реалиста – синий.

После того как вы подготовили материалы для работы по методу Уолта Диснея можно переходить к решению креативных задач.

Вначале опеделяем решаемую проблему, ставим задание, какие результаты должны получить и как их будем измерять.

 

Затем переходим к роли “Мечтателя“. Хорошо настраиваемся, можно включить музыку, которая ассоциируется у вас с фантазированием. В этом режиме никак и ничем себя не ограничиваем. Никаких критик или рамок. Записываем или озвучиваем на камеру всё что идет в голову. На этом этапе важнее колличество , чем качество. В случае работы с группой за отсутствием критики следит модератор. Пусть в этот момент вашим девизом будет:” Возможно всё!”.

В этой же роли постарайтесь задать и найти ответы на вопросы касательно вашей задачи. Что хотелось бы сделать, какой срок, почему мы это должны сделать, как получить результат иначе, к какому сроку хотелось бы сделать проект, какие положительные факторы вы можете отметить в этой идее… и т.д.

Когда поток идей иссякнет, переходите к роли “Реалиста“. В этой роли вы заведомо настраиваетесь на осуществление каждой идеи. Сдесь вы не думаете о том, почему что-то не сработает, ваша задача расписать шаги к реализации найденных идей. Девиз на этом этапе:” Что нужно сделать чтобы воплотить это в жизнь?”. Есть очень хороший способ, который помогает прописать этапы реализации. Представьте что вы находитесь в будущем, в тот момент когда идея уже воплощена. Попробуйте расписать какую колоссальную работу вы проделали, какие были трудности и как вы их преодолели. Здесь идет основной упор на цифры и материалы (что понадобится, сколько будет стоить, в какой срок можно сделать…).

Завершаем работу в роли “Критика“. Так же нужно настроиться на роль, используя соответствующие атрибуты. Критик никогда не должен критиковать идею как таковую. Он должен находить в ней слабые места, возожные негативные последствия и т.д. Т.е. нельзя в этой роли сказать, что идея плохая, нужно обязательно обосновать что в ней плохо. Здесь постарайтесь ответить на вопросы такого рода: кто может помешать реализации идеи, при каких условиях может появиться нежелательный эффект, достаточно ли информации, что упущено…

После работы критика можно повторить цикл “мечтатель“-“реалист“-“критик“, но уже для преодоления найденных недочетов, плана воплощения изменений и проверки насколько хорошо исправлены найденные ошибки.

Алгоритм групповой работы.


В групповой работе возожны два варианта.

Первый – это назначение каждому участнику своей роли и периодическая их смена. Здесь модератор выступает в роли дирижера, скалдывая различные режимы в своебразную симфонию, и от её качества будет напрямую зависеть результат.

Второй этап более предпочтителен. Он очень похож на индивидуальную работу. Так же заранее составляется очередность ролей и идет по ним работа всем коллективом. Это позволяет каждому быть уверенным что у него будет свое время и для фантазирования и для критики, и для разработки стратегии.

Недостатки.


Основной недостаток – это обобщенность метода. По моим наблюдениям людям достаточно сложно придумывать идеи “просто так” по команде: “давайте придумывать!”. Если не ставить вообще никаких рамок, то идеи могут быть все бредовыми и вы получите потраченное время в пустую.  

Я все-таки рекомендую освоить технологию “шести шляп” мне она кажется более полной и структурированной. Или в каждые роли добавить различные другие  методы мышления, чтобы упростить генерацию и отбор идей. 

Чернов Дмитрий© chernov.pro